Анализ целевой аудитории: алгоритм и инструменты

Лого
1 219

В статье приведён пошаговый  алгоритм анализа целевой аудитории для новых бизнес-проектов. Этапы включают в себя:

  • анализ статистки поисковых запросов,
  • парсинг баз ретаргетинга,
  • отслеживание комментариев на форумах и в социальных медиа,
  • анализ готовых исследований рынка и проведения онлайн-опросов и сплит-тестов.

Даны 25 практических инструментов  получения  о сегментах пользователей при отсутствии данных веб-аналитики.

Продвижение в Интернете начинается с анализа целевой аудитории. Лучше всего использовать для этого инструменты веб-аналитики. В интерфейсах Метрики, Analytics, статистики групп ВК и FB можно разу:

  • сегментировать клиентов,
  • составить портреты персонажей,
  • определить модели поведения целевой аудитории.

Однако у новых проектов накопленной статистики нет. В этом случае сформируйте портреты целевых аудиторий, используя

5 взаимодополняющих методов анализа целевой аудитории

  1. Анализ поисковых запросов
  2. Парсинг целевой аудитории в социальных сетях
  3. Анализ комментариев на форумах и в социальных медиа
  4. Анализ готовых исследований рынка
  5. Полевые онлайн-исследования

Анализ целевой аудитории
Анализ поисковых запросов

может выявляет интересы потенциальных и существующих клиентов. Рекомендуется начать с сервиса для вебмастеров webmaster.mail.ru/querystat. Mail.ru хоть и не самый популярный поиск, но тем не менее предоставляет достаточную статистику запросов и отражает половозрастные группы аудитории. В результате можно сразу увидеть демографические характеристики ключевых пользовательских сегментов.

Анализ целевой аудитории с помощью wordstat.yandex.ru дает варианты самых популярных запросов в количественном выражении. Сразу видны основные проблемы, волнующие пользователей рунета, при этом атрибуты формулировок можно смело использовать в планируемых рекламных  кампаниях.

Аналогичный специализированный сервис Google (www.google.com/trends) дополняет данные по структуре, сезонности, динамике прироста и падения поискового спроса. Анализ трендов и похожих тем запросов помогут выявить дополнительные сегменты целевой аудитории. Здесь же сравниваются популярные тематики относительно друг друга и окончательно выбираются первоочередные для взаимодействия сегменты ЦА.

Парсинг целевой аудитории в социальных сетях

Сформированные сегменты ЦА проверяются и корректируются сервисами сбора баз ретаргетинга в социальных сетях. Стандартные настройки рекламы ВКонтакте определяют целевую аудиторию объявлений по социо-демографическим, географическим показателям, интересам и др. Технология ретаргетинга найдет идентификаторs конкретных людей, удовлетворяющих нужным критериям.

Для сбора списков пользовательских id используются специальные приложения, так называемые парсеры, самым известным из которых является Церебро. Функционал таких сервисов крайне разнообразен. Так парсинг ВКонтакте собирает аудиторию по 100 параметрам. Поэтому существует множество алгоритмов анализа и сегментации целевой аудитории.

Например, по предварительным сегментам, полученным после анализа поисковых запросов Mail.ru, собираются пользователи социальной сети определённого города, пола и возраста, и отслеживаютсяь их интересы, сообщества, активность в социальной сети и др.

По ключевым словам, найденным в поисковых запросах, собираются группы и паблики соответствующей тематики. Из полученного списка сообществ находятся участники, которые состоят в нескольких из них или оставляли комментарии, лайки, репосты в последние дни или месяцы. Таким же образом анализируются сообщества конкурентов, профессиональных объединений, профильных выставок, конкурсов и т.д. Собранные аудитории исследоуются по гео- и социодемографическим характеристикам, интересам, должностям и т.п.

В результате составляется точный социодемографический портрет всех сегментов целевой аудитории, определяются их профессиональный и семейный статус, предпочитаемые паблики в социальной сети, географическое местоположение с точностью до школы, в которую они ходили и т.д.

Анализ комментариев на форумах и в социальных медиа

дает точные ответы на вопросы «С какими проблемами сталкиваются ваши клиенты?» и «Как они их решают?».

Комментарии представителей ЦА собираются с помощью тех же сервисов парсинга баз ретаргетинга из собранных списков и в найденных сообществах.

Другой источник – агрегаторы социальных медиа, Самым известным инструментом среди них является Поиск по блогам Яндекса (blogs.yandex.ru). Существуют и интеграционные платформы, работающие сразу в нескольких медиа. Среди них выделяется Klout (klout.com), которая ищет материал конкретной тематики и определяет его популярность у подписчиков в социальных сетях. Кроме того, подробный анализ аудитории, участвующей в обсуждении соответствующих тем проводят многочисленные специализированные системы мониторинга.

В результате анализа комментариев формируется топ проблем целевой аудитории, вопросов, которые они задают, и возражений, препятствующих приобретению продуктов.

Анализ готовых исследований рынка

Следующим источником информации о целевой аудитории являются отчёты о проведённых исследованиях рынка. Интернет-аудитории исследуются множеством компаний, предоставляющих открытый доступ к своим результатам. Найти нужные можно в Google Think Insights (www.thinkwithgoogle.com) – интеграторе таких публикаций (на английском языке).

Комплексные исследования интернет-аудитории проводят Фонд «Общественное мнение» (runet.fom.ru), ComCon, Romir, GfK и др.

Данные по отдельным отраслям и рынкам предоставляют самые разные исследовательские компании и маркетинговые агентства. Среди них выделяются российские ВЦИОМ (wciom.ru/database), DataInsight (www.datainsight.ru/public), iKS-Consulting (www.iks-consulting.ru) и др. На глобальном уровне интернет-исследования публикуют Nielsen (nielsen.com) Mckinsey&Company (www.mckinsey.com/insights), ClickZ (www.clickz.com), СomScore (www.comscoredatamine.com) и др.

Отдельного внимания заслуживает Consumer Barometer (www.consumerbarometer.eu), сравнивающий в понятной инфографике покупательское поведение и рынки в онлайн и оффлайн среде по странам и отраслям.

И нельзя забывать об отчётах исследований поискового спроса Яндекса (company.yandex.ru/researches) и Google (www.google.com/trends.

Несмотря на такое разнообразие исследовательских компаний, одним из главных источников подробной информации о российской аудитории сети с 2007 г. остаётся TNS WebIndex (www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet). В открытых ежемесячных отчётах этого исследования есть детальная информация о количестве и характеристиках посетителей всех популярных сайтов Рунета. Найденные сегменты целевой аудитории можно снова проанализировать с помощью парсеров баз ретаргетинга и комментариев в соц.медиа.

Полевые онлайн-исследования

Несмотря на обширные возможности исследования целевой аудитории описанными выше методами, всегда остаются вопросы о текущих предпочтениях и мотивах. И зачастую, опрос представителей ЦА – самый простой способ получить на них ответы.

Проведение новых исследований связано с временными и финансовыми затратами, сложностью организации процесса и интерпретации полученных результатов.

Тем не менее, современный онлайн-инструментарий существенно облегчает решение хотя бы первых трёх проблем. Из комплекса исследовательских методов самые распространенные это анкетирования и сплит-тесты.

В ходе опроса выясняются подробности покупательского поведения потенциальных клиентов: планы покупок на ближайший год, факторы, влияющие на выбор товаров и поставщиков. Собираются данные о демографических характеристиках и уровне потребления определенной категории товаров.

В качестве инструмента для анкетирования пользователей часто используются социальные медиа. Многие площадки, как ВКонтакте, обладают встроенными удобными инструментами создания опросов.  но пригласить своих подписчиков ответить на несколько интересующих вопросов можно практически в любой из них (даже в Твиттере).

Другой распространенный сервис Google Формы обладает широким исследовательским функционалом и позволяет организовать и совместную, работу над опросом непосредственно в облаке Google.

Сплит тестирование или A/B тестирование применяется для исследования онлайн-продуктов: дизайна веб-страниц и электронных писем, качества содержащихся в них текстов и изображений, общей компоновке контента и др. При проведении такого исследования контрольный образец сравнивается с рядом своих вариаций для определения лучшего из них.

Таким образом, используя инструменты анализа целевой аудитории, полноценно исследуется рыночная ниши. В результате мы получим достоверную информацию о потребителях, предпочтениях, на основе чего в дальнейшем совершенствуются рекламная и маркетинговая стратегии компании. Подробнее о них рассказывается на курсах интернет-маркетинга:посмотрите описания в главном меню;)

Понравилась статья? Поделись с друзьями
Получать новые статьи блога на Ваш E-mail
комментариев к статье: 1
  • Andrey 26.05.2017 В 18:05

    Когда речь идет о B2B рынке, то стандартные характеристики описания целевой аудитории бесполезны. Следует использовать специальные характеристики описания компаний с точки зрения размера, ключевых задач, платежеспособности и лиц, которые влияют на решение о покупке.

    Ответить
Оставить комментарий

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:
  • :?:
  • :!: