Старт бизнеса: как я открыл свои первые курсы интернет-маркетинга

Лого
150

Тогда я впервые создал бизнес в партнерстве с государственным университетом. И хотя эти курсы были не такими убыточными, как моя первая попытка организовать свое обучение, но закончились они также с отрицательным финансовым результатом для меня именно из-за обмана, казалось бы, надежного партнера. 

К тому времени я уже год имел действующее ИП, но уже не вёл активной деятельности. И всё ещё работал в найме на пятидневке аналитиком-трейдмаркетинга в МТС и, впервые за 8 лет, остался без нагрузки в университете. И после убытка в первого инфобизнесе, решился на вторую попытку и создал свой курс по продвижению в интернете. 

Это, как и старт любого бизнеса, потребовало пройти все этапы:

  • Определиться с темой для своего дела и выбрать растущий рыночный сегмент  (спрос на интернет-маркетологов до сих пор намного превышает предложение)
  • Разработать востребованный в этом сегменте продукт — программу обучения до результата
  • Проанализировать конкурентов и отстроиться от них для создания лучших курсов на рынке
  • Создать УТП и  сформулировать офер
  • Найти место для производства и юридически оформить возможность продажи (для этого мне и понадобился университет)
  • Решить вопрос с ресурсами для получения продукта лучшего качества (найти преподавателей-практиков)
  • Организовать продвижение и продажи так, чтобы остаться с прибылью в итоге

Однако, по порядку.

Выбрал сегмент рынка, обобщив свой опыт

Как у политолога по образованию и аналитика по профессии у меня были разные варианты делиться своей экспертностью. Но во второй раз я выбрал нишу исходя из того, что было 100% востребовано на рынке и то, что хорошо знал и умел делать “руками” сам.

Я начал преподавать интернет-маркетинг в 2011—2012 учебном году в Бонче. Это были 2 дисциплины разных специализаций тогда ещё специалитета по PR осенью и весной. Существующая программа курса “Информационные технологии в маркетинге” имела слабое отношение к интернет-маркетингу, а дисциплина “Маркетинг интернет-ресурсов” появилась в расписании в тот момент в принципе впервые. И, следовательно, создавать программы пришлось с нуля. Обе были достаточно короткими: в первой было всего 28 аудиторных часов, а во второй 34 часов — по одной паре в неделю. Тем не менее я постарался включить в них все основные темы продвижения и заработка в сети.

Программа курса Маркетинг интернет-ресурсов 2012 год
Программа Маркетинг интернет-ресурсов 2012 год

Компьютерных классов не выделялось, так как всем студентам и преподам уже выдали макбуки (сейчас в это сложно поверить, но это факт — я получил кафедральный мак за год до этого, раньше остальных, а потом выдали и персональный). Однако попрактиковаться в аудиториях толком не получалось, мой опыт продвижения в интернете был небольшим, студенты начинали вообще с основ. Поэтому на парах я давал больше теорию, а практика оставалась на самостоятельную работу дома. Студентам 5 и 4 курсов нравилось, однако освоить на уровне применения ни рекламу, ни SMM, ни что-либо другое за 4 академических часа оказалось невозможно, а домашние задания редко делались из-за занятости на старших курсах и сложности, слабых методических указаний (в первый год преподавания многое делается “с колес”) и свойственной многим студентам необязательности.

По итогу обучения двух разных групп я понял, что новичкам даже за 14-17 недель крайне тяжело научиться что-то делать руками без практики под руководством преподавателя. При том, что выпуски 2012—2013 годов были одними из самых сильных за мою преподавательскую карьеру. Кстати Ирина и Наталья как раз из тех студенток, что слушали тогда мои лекции, а через 3 года уже преподавали на организованных мной курсах.

Я вёл эти курсы еще 3 года, а к 2013 уже читал ещё “Медиапланирование” и “Реклама и связи с общественностью в бизнесе”, где также значительную часть времени уделял онлайн-продвижению. В результате у меня в голове сложился комплекс элементов, необходимых для освоения интернет-маркетинга. Я понимал, с чего нужно начинать и без чего у студентов не будет понимания. Однако реализовать этот комплекс в рамках вуза оказалось невозможно даже в рамках учебного  плана профильного направления подготовки бакалавров и магистров “Реклама и связи с общественностью”. Государственный стандарт высшего образования ограничивает больше, чем помогает в этих специальностях. Это, кстати, стало ещё одной немаловажной причиной, почему я ушёл из вуза в 2014 году, хотя тогда уже заведовал выпускающей кафедрой.

Тем не менее, я остался совместителем и ещё год преподавал магистрам и вечерникам уже работая в большой корпорации и развивая свой первый собственный бизнес. Это дало мне знание бизнес-процессов и потребностей большого и малого предпринимательства и опыт работы руками с новыми способами онлайн-продвижения.

Поэтому к тому моменту, когда  я задумался, чему хорошо бы учить студентов в идеале, у меня в голове уже был полноценный учебный план на 2 программы на 100 часов каждая. 

Разработал программу обучения

Уже тогда я понял, что учить платной рекламе новичков является ошибкой:

  • даже за 50 часов обучения с нуля очень сложно создать нормальную посадочную страницу, а настраивать рекламу без неё — просто сливать бюджет
  • научиться настраивать рекламу без практики на реальных проектах нереально, а для такой учебы требуется рекламный бюджет, который не все готовы выделить 

Поэтому я выделил интернет-рекламу в отдельную программу, а в интернет-маркетинге сделал акцент на бесплатных способах продвижения.

Для курсов я выбрал модульную структуру. Каждая тема раскрывается в самостоятельном блоке за 24 часа. Это позволяло привлекать экспертов-практиков на отдельные темы, с другой не ограничивал их во времени, оставляя время на отработку теории.

В результате появилась комплексная программа интернет-маркетинга, состоящая из:

  • Продающий контент-маркетинг
  • Создание и SEO сайта
  • Маркетинг в социальных медиа (SMM)
  • Интернет-исследования и веб-аналитика

Представление программы курсов интернет-маркетинга на лендинге2015 год
Представление программы курсов интернет-маркетинга на лендинге 2015 год

И уже после набирать на интернет-рекламу, включающей:

  • Таргетированная реклама в ВКонтакте, Facebook, Instagram и Одноклассниках.
  • Органическая реклама в социальных сетях, видеореклама и медийная реклама в поисковиках
  • Контекстная реклама в ЯндексДирект и Google Adwords
  • E-mail-маркетинг и CRM

Общая продолжительность обучения получилась в 192 часа. Однако я был уверен, что даже после только половины действительно можно сразу идти работать.

Проанализировал конкурентов

Каково же было моё удивление, что на рынке курсов продвижения в интернете при этом ничего похожего не оказалось. Ни очно, ни онлайн.

Тогда не на кого было ориентироваться. Ни Скилбокса, ни Гикбрейнза, ни большинства прочих школ, что сейчас на слуху, в 2015 либо ещё не существовало вообще, либо у них не было курса Комплексного интернет-маркетинга. Более менее полная программа была только у Нетологии. Они обещали за 46 часов дать все: от Анализа конкурентов до Аналитики звонков. Понятно, что никакой профессии слушатели не получали. Например, на весь SMM отводилось целых 2 часа, хотя и назывался блок “Эффективные посадочные страницы” (составители программы опечатались и оставили название темы с предыдущей страницы) и, при всем мастерстве Сергея Федюнина, научить новичков хоть чему-то за это время нереально.

скрин учебного плана Нетологии

Больше часов, чем у Нетологии, было тогда у IT-Академии Алексея Сухорукова (50) и у центра ТопЭксперт (72 часа). 

Программа IT-Академии также пыталась охватить всё: и сайт, и контекст, и smm, и рассылки. Вела тогда эту программу Любовь Черемисина (ныне основатель собственной школы ProEnter), и нужно отдать должное, по учебному плану получалось у неё это лучше всех. Главным минусом, который остаётся и сейчас, это занятия по новосибирскому времени — вебинары начинаются в полночь по Москве.

Центр ТопЭксперт Леонида Гроховского имел больший уклон в SEO, зато имел 4 разных  уровня — вида “углубления” в сферу: от новичка до руководителя отдела. Занятия тогда шли очно в Москве, часть инфы подавалась в формате видеотрансляций, вели их много разных спикеров, что как правило не способствует системности программы. Однако, сейчас центр не ведет живых эфиров, но продаёт самый большой архив видеозаписей по интернет-маркетингу.

Все остальные — а в общей сложности я проанализировал 21 компанию — предлагали программы общей продолжительностью в среднем в 30,3 часа. При этом почти половина делала акцент на SEO, хотя эта часть интернет-маркетинга наиболее сложна и за такой короткий срок не осваивается.

Создал УТП и сформулировал оффер

В итоге я решил, что в нише курсов онлайн-продвижения существует явный дефицит продуктов, дающих клиентам нужный им результат. 

Офер звучал как “Получи востребованную профессию на курсах интернет-маркетинга от практиков”

Однако для отстройки от всех аналогов моей программе, как мне казалось тогда, не хватало ещё ряда преимуществ:

  • проведения занятий офлайн, чтобы делать практические задания сразу в аудитории под руководством опытного практика — большинство программ предлагали занятия онлайн или вообще в виде видеокурса без немедленной обратной связи
  • диплома о профессиональной переподготовке, чтобы давать не просто курсы, а профессию — этого на тот момент не делал из конкурентов никто

Собственные ресурсы для создания этих преимуществ у меня отсутствовали. Поэтому я отправился договариваться о партнерстве в свой бывший университет, где отработал 8 лет. Тем более, что бренд университета телекоммуникаций соответствовал профилю курсов интернет-маркетинга как нельзя лучше.

Нашел и договорился с партнерами

Ещё в бытность мою заведующим кафедрой у меня были договоренности с деканом факультета переподготовки и повышения квалификации (ФППК) Куликовым Даниилом Юрьевичем. Связавшись с ним и презентовав первую программу, я получил готовность университета сотрудничать, так как Бонч не был исключением, и программы подготовки интернет-маркетологов у него не было.

Обсудив условия, договорились, что ФППК предоставляет:

  • Компьютерный класс в центре города — в главном здании на Мойке, 61 в вечернее время он и так простаивал
  • Лицензию на ведение программы с выдачей дипломов о профпереподготовке и их оформление
  • Документальное и административное сопровождение учебного процесса 
  • Содействие продвижению на внутри-университетских площадках

С моей стороны было:

  • Продвижение программы — я обеспечивал набор до нужной заполняемости
  • Обработка лидов и закрытие сделок — в университет должны были обращаться только для заключения договора, а всех кто к этому еще не готов направляли ко мне
  • Обеспечение академического результата — слушатели должны быть довольны на всем протяжении обучения
  • Договоренности с преподавателями — практиков интернет-продвижения Бонч предоставить не мог

По финансам первоначально договорились, что Университет получает 40% дохода, ФППК — 15%, из остального платятся расходы на преподавателей и продвижение, а я получаю то, что осталось.

Позже мы дошли до деления прибыли пополам. Именно прибыли за вычетом зарплат преподавателям, налогов на них, рекламы и т.д. Но к сожалению ни разу не зафиксировали эти договорённости документально. Тогда это меня не волновало, важнее было запустить продвижение и найти преподавателей.

фото Мастер-класс в рамках курсов интернет-маркетинга

Договорился с практиками

Я до сих пор уверен, что курсы могут дать результат только тогда, когда у программы есть 1 руководитель, который видит итоговый путь слушателя до конечного результата и наполняет программу содержанием исходя из него. 

К 2015-му у меня уже появилось достаточно дипломников и просто хорошо знакомых выпускников, работавших по специальности. Поэтому, просто написав двум десяткам из них, я получил несколько откликов с вполне статусными реалиями профессионалов-практиков. 

Однако это не закрыло бы все модули разработанной обширной программы. И, если бы через одного из своих дипломников Ивана Мушавца не вышел на агентство Медиасфера (где он тогда работал аналитиком), то возможно курсы так и не стартовали. Руководство агентства тогда также было заинтересовано в организации обучения под своим брендом и рассматривало варианты площадок проведения. Поэтому мое предложение от имени СПбГУТ пришлось как нельзя кстати.

У нас состоялась встреча не совсем «на высшем уровне» с участием директора по развитию Медиасферы, Ивана и декана факультета со мной, где мы договорились о сотрудничестве и условиях реализации программы. В агентстве были спецы по любой теме, так что вопрос с преподавателями-практиками был закрыт.

Всех преподавателей оформляли официально на почасовую ставку, а с агентствами заключили договор на консультационные услуги. И хотя для практиков согласовали повышенные 375 р./час до НДФЛ, для всех преподавателей деньги были далеко не главной причиной участия.

Важно, что все профессионалы приняли мой вариант программы и согласились подстроиться в под заданные темы с большим количеством часов на каждую.

Таким образом я решил все вопросы с созданием продукта и ресурсами для его производства. И у меня больше не было ограничений для запуска.

О моих ошибках и их последствиях в продвижении и продаже уникальных на рынке курсов — в следующий раз.

Понравилась статья? Поделись с друзьями
Получать новые статьи блога на Ваш E-mail
Оставить комментарий

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:
  • :!:
  • :?: