Подпишись ВКонтакте!
топ комментаторов
  • grep0
    1
  • Andrey
    1

Старт бизнеса: как я открыл свои первые курсы интернет-маркетинга

Лого
38

Тогда я впервые создал бизнес в партнерстве с государственным университетом. И хотя эти курсы были не такими убыточными, как моя первая попытка организовать свое обучение, но закончились они также с отрицательным финансовым результатом для меня именно из-за обмана, казалось бы, надежного партнера. 

К тому времени я уже год имел действующее ИП, но уже не вёл активной деятельности. И всё ещё работал в найме на пятидневке аналитиком-трейдмаркетинга в МТС и, впервые за 8 лет, остался без нагрузки в университете. И после убытка в первого инфобизнесе, решился на вторую попытку и создал свой курс по продвижению в интернете. 

Это, как и старт любого бизнеса, потребовало пройти все этапы:

  • Определиться с темой для своего дела и выбрать растущий рыночный сегмент  (спрос на интернет-маркетологов до сих пор намного превышает предложение)
  • Разработать востребованный в этом сегменте продукт — программу обучения до результата
  • Проанализировать конкурентов и отстроиться от них для создания лучших курсов на рынке
  • Создать УТП и  сформулировать офер
  • Найти место для производства и юридически оформить возможность продажи (для этого мне и понадобился университет)
  • Решить вопрос с ресурсами для получения продукта лучшего качества (найти преподавателей-практиков)
  • Организовать продвижение и продажи так, чтобы остаться с прибылью в итоге

Однако, по порядку.

Выбрал сегмент рынка, обобщив свой опыт

Как у политолога по образованию и аналитика по профессии у меня были разные варианты делиться своей экспертностью. Но во второй раз я выбрал нишу исходя из того, что было 100% востребовано на рынке и то, что хорошо знал и умел делать “руками” сам.

Я начал преподавать интернет-маркетинг в 2011—2012 учебном году в Бонче. Это были 2 дисциплины разных специализаций тогда ещё специалитета по PR осенью и весной. Существующая программа курса “Информационные технологии в маркетинге” имела слабое отношение к интернет-маркетингу, а дисциплина “Маркетинг интернет-ресурсов” появилась в расписании в тот момент в принципе впервые. И, следовательно, создавать программы пришлось с нуля. Обе были достаточно короткими: в первой было всего 28 аудиторных часов, а во второй 34 часов — по одной паре в неделю. Тем не менее я постарался включить в них все основные темы продвижения и заработка в сети.

Программа курса Маркетинг интернет-ресурсов 2012 год
Программа Маркетинг интернет-ресурсов 2012 год

Компьютерных классов не выделялось, так как всем студентам и преподам уже выдали макбуки (сейчас в это сложно поверить, но это факт — я получил кафедральный мак за год до этого, раньше остальных, а потом выдали и персональный). Однако попрактиковаться в аудиториях толком не получалось, мой опыт продвижения в интернете был небольшим, студенты начинали вообще с основ. Поэтому на парах я давал больше теорию, а практика оставалась на самостоятельную работу дома. Студентам 5 и 4 курсов нравилось, однако освоить на уровне применения ни рекламу, ни SMM, ни что-либо другое за 4 академических часа оказалось невозможно, а домашние задания редко делались из-за занятости на старших курсах и сложности, слабых методических указаний (в первый год преподавания многое делается “с колес”) и свойственной многим студентам необязательности.

По итогу обучения двух разных групп я понял, что новичкам даже за 14-17 недель крайне тяжело научиться что-то делать руками без практики под руководством преподавателя. При том, что выпуски 2012—2013 годов были одними из самых сильных за мою преподавательскую карьеру. Кстати Ирина и Наталья как раз из тех студенток, что слушали тогда мои лекции, а через 3 года уже преподавали на организованных мной курсах.

Я вёл эти курсы еще 3 года, а к 2013 уже читал ещё “Медиапланирование” и “Реклама и связи с общественностью в бизнесе”, где также значительную часть времени уделял онлайн-продвижению. В результате у меня в голове сложился комплекс элементов, необходимых для освоения интернет-маркетинга. Я понимал, с чего нужно начинать и без чего у студентов не будет понимания. Однако реализовать этот комплекс в рамках вуза оказалось невозможно даже в рамках учебного  плана профильного направления подготовки бакалавров и магистров “Реклама и связи с общественностью”. Государственный стандарт высшего образования ограничивает больше, чем помогает в этих специальностях. Это, кстати, стало ещё одной немаловажной причиной, почему я ушёл из вуза в 2014 году, хотя тогда уже заведовал выпускающей кафедрой.

Тем не менее, я остался совместителем и ещё год преподавал магистрам и вечерникам уже работая в большой корпорации и развивая свой первый собственный бизнес. Это дало мне знание бизнес-процессов и потребностей большого и малого предпринимательства и опыт работы руками с новыми способами онлайн-продвижения.

Поэтому к тому моменту, когда  я задумался, чему хорошо бы учить студентов в идеале, у меня в голове уже был полноценный учебный план на 2 программы на 100 часов каждая. 

Разработал программу обучения

Уже тогда я понял, что учить платной рекламе новичков является ошибкой:

  • даже за 50 часов обучения с нуля очень сложно создать нормальную посадочную страницу, а настраивать рекламу без неё — просто сливать бюджет
  • научиться настраивать рекламу без практики на реальных проектах нереально, а для такой учебы требуется рекламный бюджет, который не все готовы выделить 

Поэтому я выделил интернет-рекламу в отдельную программу, а в интернет-маркетинге сделал акцент на бесплатных способах продвижения.

Для курсов я выбрал модульную структуру. Каждая тема раскрывается в самостоятельном блоке за 24 часа. Это позволяло привлекать экспертов-практиков на отдельные темы, с другой не ограничивал их во времени, оставляя время на отработку теории.

В результате появилась комплексная программа интернет-маркетинга, состоящая из:

  • Продающий контент-маркетинг
  • Создание и SEO сайта
  • Маркетинг в социальных медиа (SMM)
  • Интернет-исследования и веб-аналитика

Представление программы курсов интернет-маркетинга на лендинге2015 год
Представление программы курсов интернет-маркетинга на лендинге 2015 год

И уже после набирать на интернет-рекламу, включающей:

  • Таргетированная реклама в ВКонтакте, Facebook, Instagram и Одноклассниках.
  • Органическая реклама в социальных сетях, видеореклама и медийная реклама в поисковиках
  • Контекстная реклама в ЯндексДирект и Google Adwords
  • E-mail-маркетинг и CRM

Общая продолжительность обучения получилась в 192 часа. Однако я был уверен, что даже после только половины действительно можно сразу идти работать.

Проанализировал конкурентов

Каково же было моё удивление, что на рынке курсов продвижения в интернете при этом ничего похожего не оказалось. Ни очно, ни онлайн.

Тогда не на кого было ориентироваться. Ни Скилбокса, ни Гикбрейнза, ни большинства прочих школ, что сейчас на слуху в 2015 либо ещё не существовало вообще, либо у них не было курса Комплексного интернет-маркетинга. Более менее полная программа была только у Нетологии. Они обещали за 46 часов дать все: от Анализа конкурентов до Аналитики звонков. Понятно, что никакой профессии слушатели не получали. Например, на весь SMM отводилось целых 2 часа, хотя и назывался блок “Эффективные посадочные страницы” (составители программы опечатались и оставили название темы с предыдущей страницы) и при всем мастерстве Сергея Федюнина научить новичков хоть чему-то за это время нереально. 

Больше часов, чем у Нетологии было тогда у IT-Академии Алексея Сухорукова (50) и у центра ТопЭксперт (72 часа). 

Программа IT-Академии также пыталась охватить всё: и сайт, и контекст, и smm и рассылки. Вела тогда эту программу Любовь Черемисина (ныне основатель собственной школы ProEnter), и нужно отдать должное, по учебному плану получалось у неё это лучше всех. Главным минусом, который остаётся и сейчас, это занятия по новосибирскому времени — вебинары начинаются в полночь по Москве.

Центр ТопЭксперт Леонида Гроховского имел больший уклон в SEO, зато имел 4 разных  уровня — вида “углубления” в сферу: от новичка до руководителя отдела. Занятия тогда шли очно в Москве, часть инфы подавалась в виде видеотрансляций, вели их много разных спикеров, что как правило не способствует системности программы. Однако, сейчас центр не ведет живых эфиров, но продаёт самый большой архив видеозаписей по интернет-маркетингу.

Все остальные, а в общей сложности я проанализировал 21 компанию, предлагали программы общей продолжительностью в среднем в 30,3 часа. При этом почти половина делала акцент на SEO, хотя эта часть интернет-маркетинга наиболее сложна и за такой короткий срок не осваивается.

Создал УТП и сформулировал оффер

В итоге я решил, что в нише курсов онлайн-продвижения существует явный дефицит продуктов, дающих клиентам нужный им результат. 

Офер звучал как “Получи востребованную профессию на курсах интернет-маркетинга от практиков”

Однако для отстройки от всех аналогов моей программе, как мне казалось тогда, не хватало ещё ряда преимуществ:

  • проведения занятий офлайн, чтобы делать практические задания сразу в аудитории под руководством опытного практика — большинство программ предлагали занятия онлайн или вообще в виде видеокурса без немедленной обратной связи
  • диплома о профессиональной переподготовке, чтобы давать не просто курсы, а профессию — этого на тот момент не делал из конкурентов никто

Собственные ресурсы для создания этих преимуществ у меня отсутствовали. Поэтому я отправился договариваться о партнерстве в свой бывший университет, где отработал 8 лет. Тем более, что бренд университета телекоммуникаций соответствовал профилю курсов интернет-маркетинга как нельзя лучше.

Нашел и договорился с партнерами

Ещё в бытность мою заведующим кафедрой у меня были договоренности с деканом факультета переподготовки и повышения квалификации (ФППК) Куликовым Даниилом Юрьевичем. Связавшись с ним и презентовав первую программу я получил готовность университета сотрудничать, так как Бонч не был исключением, и программы подготовки интернет-маркетологов у него не было.

Обсудив условия, договорились, что ФППК предоставляет:

  • Компьютерный класс в центре города — в главном здании на Мойке, 61 в вечернее время он и так простаивал
  • Лицензию на ведение программы с выдачей диплома о профпереподготовка и их оформление
  • Документальное и административное сопровождение учебного процесса 
  • Содействие продвижению на внутри университетских площадках

С моей стороны было:

  • Продвижение программы — я обеспечивал набор до нужной заполняемости
  • Обработка лидов и закрытие сделок — в университет должны были обращаться только для заключения договора, а всех кто к этому еще не готов направляли ко мне
  • Обеспечение академического результата — слушатели должны быть довольны на всем протяжении обучения
  • Договоренности с преподавателями — практиков интернет-продвижения Бонч предоставить не мог

По финансам первоначально договорились что Университет получает 40% дохода, ФППК — 15%, из остального платятся расходы на преподавателей и продвижение, а я получаю то, что осталось.

Позже мы дошли до деления прибыли пополам. Именно прибыли за вычетом зарплат преподавателям, налогов на них, рекламы и т.д. Но к сожалению ни разу не зафиксировали эти договорённости документально. Тогда это меня не волновало, важнее было запустить продвижение и найти преподавателей.

Понравилась статья? Поделись с друзьями
Получать новые статьи блога на Ваш E-mail
Оставить комментарий

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:
  • :!:
  • :?: